arrow-top
Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика»
Санкт-Петербург

Что планировали сделать

«Живая классика» – конкурс масштабный и известный. Начинался он еще в 2011 году всего в семи городах: Санкт-Петербурге, Москве, Ярославле, Твери, Томске, Кирове и Гаврилов-Яме Ярославской области. Но всего за несколько лет он успел охватить всю страну и даже выйти за ее пределы. Идея, как это часто бывает у успешных проектов, простая. Школьники выбирают приглянувшийся отрывок из любимого литературного произведения и соревнуются в проникновенной декламации. Построен конкурс по принципу олимпиад: сначала школьный этап, потом городской – и так далее до большого финала на Красной площади.

– Мы считаем, что «Живая классика» – это все-таки больше чем просто конкурс. Скорее образовательный проект, – говорит президент фонда «Живая классика» Марина Смирнова. – При подготовке к очередному этапу ребята слушают лекции по литературе, художественному слову и психологии, принимают участие в мастер-классах по актерскому мастерству.

В век интернета маститый лектор может сидеть в Москве, а его аудитория – в библиотеках по всей стране. Чтобы проект мог выйти на новый уровень и охватить еще больше участников, «Живой классике» и нужна была поддержка Фонда президентских грантов.

– Финансовая помощь необыкновенно важна для проекта, потому что она дает возможность развиваться. Но поддержка Фонда президентских грантов гораздо существеннее: он помогает организационно, информационно, его сотрудники консультируют, помогают структурировать и систематизировать проект, учат планировать и анализировать результаты своей работы. Ну и, конечно, все это дает ощущение востребованности, уверенности в том, что наша работа полезна, – отметила Марина Смирнова.

Теперь, когда «Живой классике» уже почти 10 лет, можно утверждать, что конкурс сформировал целое сообщество талантливых, креативных молодых людей. Этому способствует, например, всероссийский этап конкурса, который традиционно проводится в одном из легендарных отечественных детских лагерей, «Артеке» или «Орленке». Время, проведенное там, в окружении неординарных сверстников, способно навсегда изменить жизнь подростка.

photo 085_01.jpg
Что в итоге получилось

Поддержка фонда действительно позволила конкурсу выйти на качественно новый уровень.

– В этом году мы получили рекордное количество заявок, – подчеркнула Марина Смирнова. – Кроме того, из конкурса чтецов мы стали развиваться в проект с сильным социальным уклоном.

Марина Валерьевна имеет в виду «Аудиобиблиотеку» и «Детскую редакцию». В рамках первого проекта лучшие чтецы записали 150 аудиокниг. Самое важное, что у этого продукта уже есть своя благодарная аудитория – звуковые варианты известных произведений предназначены для незрячих детей. А в «Детской редакции» объединились – причем абсолютно стихийно – школьники, которые мечтают о профессии журналиста. Получилась уникальная медиалаборатория: ее участники запустили книжные блоги, youtube-каналы, посвященные литературе, и другие онлайн-проекты. Организаторы конкурса своим подопечным в этом помогают – устраивают мастер-классы и вебинары с известными журналистами.

photo 085_02.jpg

Огромное – 2,5 миллиона! – число участников привело к тому, что проект заметили крупные спонсоры. Именно по итогам конкурса 2018 года генеральным спонсором «Живой классики» стало издательство «Просвещение».

Одним из трех победителей конкурса стал 15-летний школьник из Севастополя Михаил Непип. На сцене у микрофона он был не один, его поддерживала мама: у Миши ДЦП, поэтому стоять самостоятельно он не может. Как не может и сам прочитать с листа новый текст из-за плохого зрения. Но все это не мешает мальчику выражать свои чувства через стихотворные строки.

– Когда выступал Миша, я не смогла сдержать слез, – призналась член жюри конкурса, актриса Елена Захарова.

Кстати, денежный приз, который дают вместе с кубком и грамотой, семья потратила на лечение мальчика.

Результаты реализации проекта в цифрах
Количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта
2500000
2500000
100%
Количество участвующих в проекте школ
30000
30000
100%
Количество библиотек, принявших участие в районном этапе конкурса
1300
1300
100%
Количество проведенных в рамках подготовки к конкурсу вебинаров
12
12
100%
Количество аудиокниг, записанных участниками конкурса
100
100
100%
План
Результат
%
Эффективность
С какими трудностями столкнулись

«Живая классика» – конкурс масштабный и известный, это и сыграло с организаторами и участниками злую шутку. Его заметили мошенники. Они стали рассылать письма с заманчивыми предложениями: мол, один из победителей регионального этапа не смог поехать в лагерь («Океан» или «Орленок», мечта любого школьника), поэтому срочно ищут ему замену. От родителей требовалось оплатить дорогу до лагеря. «Организаторы» даже вызывались сами купить билеты, чтобы не доставлять лишних хлопот. Стоит ли говорить, что после того, как доверчивые люди переводили деньги на указанную карту, услужливые «организаторы» на связь больше не выходили.

Теперь на официальном сайте конкурса и в его группах в соцсетях всегда размещено предупреждение о мошенниках.

Как развивается проект

Имея в спонсорах крупное издательство, проект уже не так нуждается в поддержке Фонда президентских грантов. Даже без нее он вышел на международный уровень и теперь объединяет молодежь многих стран, где читают и говорят по-русски.

А еще в планах организаторов «Живой классики» – открыть в каждом регионе России «Детскую редакцию». Получится полноценное подростковое интернет-телевидение с корпунктами по всей стране.

Паспорт проекта
Организация
Фонд Конкурса юных чтецов «Живая классика»
сайт организации
Название проекта
Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика»
Грантовое направление
поддержка проектов в области науки, образования, просвещения
passport-icon-description
Целевые группы
дети и подростки
Бюджет проекта
Размер гранта 2 479 453 ₽
Софинансирование 5 098 732 ₽
Сроки реализации
01.12.2017 – 01.10.2018
Другие проекты ТОП-100