arrow-top
Счастье жить
Пермский край

Что планировали сделать

«При всех сложностях и горестях мы счастливы, что наши дети живы, а они счастливы, что у них есть любящие родители», – говорит Анастасия Гилева, руководитель пермской общественной организации «Счастье жить», которая помогает детям с инвалидностью и их семьям.

Родители всеми силами стараются сделать жизнь своих детей полноценной. И сегодня существует множество программ реабилитации, которые помогают таким деткам и позволяют им ходить в обычные сады и школы, учиться и радоваться этому миру вместе со своими здоровыми сверстниками.

– Главная проблема в том, что включать детей с особыми образовательными потребностями в учебный процесс и использовать инклюзивные методики учителя школ были не готовы, – говорит Анастасия Гилева. – Они получали традиционное образование, и как вписать в процесс особенных детей, большинство из них и правда не знает.

Поэтому главной целью проекта «Счастье жить» стало повышение образования педагогов, дефектологов, логопедов, психологов, а также повышение компетентности родителей детей с особыми образовательными потребностями. Для этого авторы проекта запланировали провести семинары, мастер-классы, мастерские, акции, выпустить три сборника методических материалов в помощь педагогам. А чтобы родители могли самостоятельно искать методики развития ребенка с учетом его особенностей без риска нарваться на некомпетентные источники, приступили к разработке специального раздела на сайте проекта.

photo 082_01.jpg
Что в итоге получилось

Партнером проекта стал Пермский гуманитарно-педагогический университет. Здесь команда «Счастья жить» провела три всероссийских семинара, на которых педагоги и родители узнали о новых методиках и программах по работе с особенными детьми – альтернативной дополнительной коммуникации, эрготерапии, сенсорной интеграции и других. После семинаров проходили творческие мастерские, в рамках которых учителя сами могли создать пособия для развития детей. Открылась комната сенсорной интеграции. Она наполнена разными стимулами – мягкими игровыми модулями, подушками, мячами, батутом, массажными ковриками. Здесь малыш становится исследователем и сам или с сопровождающим изучает пространство.

На сайте hhappy59.com заработала система автоматизированного поиска ответа (САПО). Она помогает родителям понять, как правильно действовать для развития и успешной реабилитации своего ребенка. Отвечая последовательно на вопросы о состоянии его здоровья и особенностях, они в итоге получают ответ, куда и к каким специалистам им стоит обратиться, какие методики и программы могли бы подойти для их ребенка. О том, что эта разработка супернужная, говорят цифры: планировалось, что за время реализации проекта ею воспользуются 500 человек, а сделали это в 10 раз больше.

photo 082_02.jpg

– Главное, что у нас получилось, – объединить педагогическое сообщество вокруг темы инклюзивного образования, – говорит Анастасия Гилева. – Результаты мы увидели почти сразу. На втором семинаре в рамках «круглого стола» преподаватели делились своим опытом успешного применения тех знаний и методик, которые они получили на первой встрече. Сборники стали реальными практическими помощниками педагогов. Это не научные статьи, а материалы, написанные простым, понятным языком. Все это действительно было дорого: пособия, карточки должны были быть хорошего качества, и именно средства гранта нам в этом помогли – никакие благотворители не пожертвовали бы такую большую сумму на печатную продукцию. Сейчас наши сборники находятся во всех опорных библиотеках страны.

Результаты реализации проекта в цифрах
Количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта
2600
3384
130%
Количество человек, которым оказаны услуги в сфере социального обслуживания
500
639
128%
Количество человек, которым оказаны услуги в сфере образования, просвещения
5000
7920
158%
Количество некоммерческих неправительственных организаций, получивших поддержку
40
86
215%
Количество родителей, которым оказаны услуги в сфере просвещения
800
1332
167%
План
Результат
%
Эффективность
С какими трудностями столкнулись

При подготовке первого сборника не рассчитали объем материала, предоставленного экспертом, получилось больше страниц, чем нужно, и в итоге – перерасход средств. Но с двумя следующими пособиями учли этот момент, скорректировали объем текста и шрифт и смогли немного сэкономить, чтобы покрыть перерасход.

Как развивается проект

Этот проект дал почву для начала инклюзивного образования в Пермском крае. Продолжением «Счастья жить» стал проект «Библиотека возможностей», который также поддержали Фонд президентских грантов и администрация губернатора Пермского края. Это настоящий помощник педагогов и родителей – в ней они могут бесплатно получать уникальные пособия во временное пользование и применять в своей практике.

Кроме того, в 2019 году при поддержке гранта губернатора края в двух школах – № 122 в Перми и школе-саду города Лысьвы – открыты ресурсные классы, где создана поддерживающая среда для детей со множественными сочетанными нарушениями. Сейчас идет адаптация, планируется, что после Нового года дети с  особыми образовательными потребностями будут заниматься на уроках в обычных классах со сверстниками.

Паспорт проекта
Организация
Пермская краевая Общественная организация защиты прав детей-инвалидов и их семей "Счастье Жить"
сайт организации
Название проекта
Счастье жить
Грантовое направление
поддержка проектов в области науки, образования, просвещения
passport-icon-description
Целевые группы
дети и подростки, люди с ограниченными возможностями здоровья, лица с тяжелыми заболеваниями, педагогическое сообщество, дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дети с особыми образовательными потребностями (ООП), родители (попечители) детей-инвалидов, детей с ОВЗ, детей с ООП
Бюджет проекта
Размер гранта 2 984 915 ₽
Софинансирование 459 660 ₽
Сроки реализации
01.12.2017 – 30.11.2018
Другие проекты ТОП-100