
сервисы фонда
«При всех сложностях и горестях мы счастливы, что наши дети живы, а они счастливы, что у них есть любящие родители», – говорит Анастасия Гилева, руководитель пермской общественной организации «Счастье жить», которая помогает детям с инвалидностью и их семьям.
Родители всеми силами стараются сделать жизнь своих детей полноценной. И сегодня существует множество программ реабилитации, которые помогают таким деткам и позволяют им ходить в обычные сады и школы, учиться и радоваться этому миру вместе со своими здоровыми сверстниками.
– Главная проблема в том, что включать детей с особыми образовательными потребностями в учебный процесс и использовать инклюзивные методики учителя школ были не готовы, – говорит Анастасия Гилева. – Они получали традиционное образование, и как вписать в процесс особенных детей, большинство из них и правда не знает.
Поэтому главной целью проекта «Счастье жить» стало повышение образования педагогов, дефектологов, логопедов, психологов, а также повышение компетентности родителей детей с особыми образовательными потребностями. Для этого авторы проекта запланировали провести семинары, мастер-классы, мастерские, акции, выпустить три сборника методических материалов в помощь педагогам. А чтобы родители могли самостоятельно искать методики развития ребенка с учетом его особенностей без риска нарваться на некомпетентные источники, приступили к разработке специального раздела на сайте проекта.

Партнером проекта стал Пермский гуманитарно-педагогический университет. Здесь команда «Счастья жить» провела три всероссийских семинара, на которых педагоги и родители узнали о новых методиках и программах по работе с особенными детьми – альтернативной дополнительной коммуникации, эрготерапии, сенсорной интеграции и других. После семинаров проходили творческие мастерские, в рамках которых учителя сами могли создать пособия для развития детей. Открылась комната сенсорной интеграции. Она наполнена разными стимулами – мягкими игровыми модулями, подушками, мячами, батутом, массажными ковриками. Здесь малыш становится исследователем и сам или с сопровождающим изучает пространство.
На сайте hhappy59.com заработала система автоматизированного поиска ответа (САПО). Она помогает родителям понять, как правильно действовать для развития и успешной реабилитации своего ребенка. Отвечая последовательно на вопросы о состоянии его здоровья и особенностях, они в итоге получают ответ, куда и к каким специалистам им стоит обратиться, какие методики и программы могли бы подойти для их ребенка. О том, что эта разработка супернужная, говорят цифры: планировалось, что за время реализации проекта ею воспользуются 500 человек, а сделали это в 10 раз больше.

– Главное, что у нас получилось, – объединить педагогическое сообщество вокруг темы инклюзивного образования, – говорит Анастасия Гилева. – Результаты мы увидели почти сразу. На втором семинаре в рамках «круглого стола» преподаватели делились своим опытом успешного применения тех знаний и методик, которые они получили на первой встрече. Сборники стали реальными практическими помощниками педагогов. Это не научные статьи, а материалы, написанные простым, понятным языком. Все это действительно было дорого: пособия, карточки должны были быть хорошего качества, и именно средства гранта нам в этом помогли – никакие благотворители не пожертвовали бы такую большую сумму на печатную продукцию. Сейчас наши сборники находятся во всех опорных библиотеках страны.
При подготовке первого сборника не рассчитали объем материала, предоставленного экспертом, получилось больше страниц, чем нужно, и в итоге – перерасход средств. Но с двумя следующими пособиями учли этот момент, скорректировали объем текста и шрифт и смогли немного сэкономить, чтобы покрыть перерасход.
Этот проект дал почву для начала инклюзивного образования в Пермском крае. Продолжением «Счастья жить» стал проект «Библиотека возможностей», который также поддержали Фонд президентских грантов и администрация губернатора Пермского края. Это настоящий помощник педагогов и родителей – в ней они могут бесплатно получать уникальные пособия во временное пользование и применять в своей практике.
Кроме того, в 2019 году при поддержке гранта губернатора края в двух школах – № 122 в Перми и школе-саду города Лысьвы – открыты ресурсные классы, где создана поддерживающая среда для детей со множественными сочетанными нарушениями. Сейчас идет адаптация, планируется, что после Нового года дети с особыми образовательными потребностями будут заниматься на уроках в обычных классах со сверстниками.
сайт организации