arrow-top
Современные интернет-технологии для вовлечения молодежи к регулярному донорству крови
Республика Татарстан

Что планировали сделать

«Срочно! Нужна кровь для операции», «необходимы постоянные переливания ребенку», «требуются доноры, любая группа» – пестрят объявлениями страницы соцсетей. Молодой ученый-химик из Казани Руслан Шекуров впервые откликнулся на подобный призыв в 18 лет. Пошел, потому что хотел сделать что-то полезное. Как же удивился, когда увидел, что претендентов заворачивают одного за другим. Тот неправильно приготовился и съел жирного творога на завтрак, у этого давление от волнения подскочило, а кому-то вообще отказали «из-за переизбытка на складе». При том, что ежегодно в России полтора миллиона человек нуждаются в донорстве.

Так появилась идея создать социальную сеть, которая бы стала посредником между центрами крови, больницами, где есть нуждающиеся пациенты, и донорами.

– Ведь выходило, что проблема не в недостатке крови, а в том, что нет эффективного способа управления потоками доноров, чтобы они приходили в нужный центр крови в нужное время и сдавали нужную кровь, – объясняет Руслан Шекуров. – После сдачи цельной крови она разделяется на составляющие – замороженная плазма может храниться годами, а вот тромбоциты и лейкоциты хранятся только десять дней и их невозможно заготовить впрок, а значит центры крови постоянно нуждаются в донорах.

Начали с группы ВКонтакте, потом у проекта появился сайт. Команда волонтеров поставила новые задачи: не только привлечь доноров, но и мотивировать их сдавать кровь регулярно. Для этого предложили использовать современные технологии.

photo 058_01.jpg
Что в итоге получилось

Первое, что заметили волонтеры, когда запустили новую платформу DonorSearch.org: самый популярный запрос – «как стать донором и где сдать кровь». То есть желающих достаточно, нужно правильно организовать процесс. Из профилей пользователей сразу видно, кто начинающий донор, а кто «спящий» (так называют тех, кто делает длительный перерыв), и какие вопросы их интересуют. Исходя из этих потребностей в информации, на портале заработал журнал, где публикуют полезные статьи. Например, можно ли сдавать кровь вегетарианцам, или сколько должно пройти времени после ОРВИ перед донорством, как правильно готовиться к походу в центр крови.

С помощью средств президентского гранта также заработал чат-бот в группах организации в соцсетях, который в среднем отвечал каждый день примерно на три десятка вопросов. Выпустили и мобильное приложение для доноров и о донорстве. Авторы проекта постарались уйти от формата поисков добровольцев для конкретного случая. «Копнули глубже», решили понять, почему вообще есть этот дефицит и какими способами его можно преодолеть, кроме призывов в лоб. Например, как разбудить «спящего» донора или мотивировать уже опытного.

photo 058_02.jpg

Поскольку Россия перешла почти на безвозмездную донацию (хотя предоставляется компенсация на питание и дополнительные выходные), волонтеры работают над проектом введения системы бонусов для сдающих кровь: скидки в онлайн-магазинах, кино, кешбэк... Для этого договариваются с банками. Причем бонусы должны увеличиваться после каждой сдачи крови. Ведь важно «уговорить» человека вернуться в центр вновь. Первичному донору обязательно нужно прийти второй раз, чтобы подтвердить пригодность крови. Плазму первого забора использовать нельзя. Если человек так и не пришел, то его кровь никому не поможет, а государству каждая такая плазма обходится в 30 тысяч рублей – на хранение, расходники, транспортировку, работу персонала и т. д.

Со старта проекта в базе зарегистрировались 228 546 доноров. И хотя планку в 300 000 человек не преодолели, команда видит большие изменения в отношении людей. Благодаря модернизации сайта у любой донорской организации страны появилась возможность «подгружать» свою информацию о сдающих и нуждающихся и вовлекать новую аудиторию на платформу DonorSearch.

Результаты реализации проекта в цифрах
Количество статей о донорстве на сайте DonorSearch.org
30
47
157%
Количество бонусных программ для участников проекта
50
32
64%
Количество человек, зарегистрированных на сайте, которые не менее двух раз совершили донацию
100000
68462
68%
План
Результат
%
Эффективность
С какими трудностями столкнулись

Авторам проекта было сложно дать прогнозы с учетом того, что DonorSearch не просто «статичный» сайт, а полноценная платформа. Например, оказалось непросто заставить пользователей вносить информацию о новых донациях. Волонтеры уверены, что итоговое число людей, постоянно сдающих кровь, выше.

Будущее авторы проекта видят во введении системы мотивации – бонусов для пользователей с большим числом донаций, указанных в профиле.

Как развивается проект

Проект продолжается. Волонтеры увеличивают, с одной стороны, базу доноров, с другой – центров крови и больниц. Команда работает над созданием b2b2c сегмента – это модуль, с помощью которого будет налажена связь между «поставщиками крови» и теми, кто нуждается. Центры крови и НКО, занятые благотворительностью, помощью онкобольным, уже выразили заинтересованность в таком развитии проекта.

Паспорт проекта
Организация
АССОЦИАЦИЯ «НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО РАЗВИТИЯ ДОНОРСТВА «ДОНОР-СЁРЧ»
сайт организации
Название проекта
Современные интернет-технологии для вовлечения молодежи к регулярному донорству крови.
Грантовое направление
охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни
passport-icon-description
Целевые группы
молодежь и студенты, граждане РФ от 16 лет (действующие и потенциальные доноры, а также реципиенты), компании с корпоративной социальной ответственностью, занимающиеся поддержкой и развитием донорства в стране и/или внутри компании, центры крови и станции переливания, благотворительные фонды с подопечными из онкологии, нуждающиеся в привлечении доноров крови
Бюджет проекта
Размер гранта 2 987 380 ₽
Софинансирование 2 249 080 ₽
Сроки реализации
01.12.2017 – 31.08.2018
Другие проекты ТОП-100