
сервисы фонда
Слабослышащие дети изучают мир глазами и кончиками пальцев. Они могут понять, что такое «яблоко», «стена», «стол». У каждого из этих предметов есть вид, форма, цвет или даже вкус. То, что нельзя потрогать, но можно почувствовать, объяснить сложнее. Слабослышащие дети распознают эмоции хуже, чем их сверстники с обычным слухом.
А как объяснить поговорку, пословицу или фразеологизм? Это не всегда получается «на пальцах» в прямом смысле слова даже у опытных коррекционных педагогов.
6 лет назад об этом задумались в Санкт-Петербургской киностудии «Жираф». Сначала, с помощью средств президентского гранта, здесь сняли «видеоиллюстратор» к пятидесяти словам из пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке». Затем выиграли следующий грант — на кинословарь «Вижу смысл» — короткие видеоролики, в которых актеры всеми доступными им средствами: от пантомимы до артикуляции — объясняют детям сложные фразеологические выражения.

После этого пришел черед новой, совершенно иной ступени — инклюзивной подростковой киношколы «Звуки-Знаки». В течение двух лет ребята с нарушениями слуха должны были учиться актерскому мастерству наравне со слышащими детьми и вместе с профессиональными актерами принять участие в создании обучающих роликов для таких же детей, как и они.
«У нас к этому моменту уже был подобный опыт, — рассказывает руководитель киностудии Ольга Шульгина. — В течение предыдущего учебного года у нас работала киношкола, где занимались 6 глухих и 6 слышащих ребят. В итоге мы сняли музыкальный клип, где дети спели вместе: голосом и жестами».
Кстати, была у проекта и еще одна цель: обучить не только ребят актерскому мастерству, но и педагогов из коррекционных школ базовым основам режиссуры, чтобы они могли создавать с детьми из коррекционных школ полноценные театры.
Сначала про результат качественный: вместе с юными актерами из школы «Звуки-Знаки» для других ребят сняли еще 15 новых выпусков сериала «Вижу смысл». Теперь, чтобы понять смысл пословиц «кручусь как белка в колесе» или «без труда не выловишь и рыбку из пруда», достаточно посмотреть обучающее видео.
Но есть то, что осталось за кадром. За кадром остался мальчик Паша, который никак не мог понять, чего от него хотят. А в какой-то момент, уже после 50-го дубля, сыграл свой эпизод абсолютно естественно.
За кадром осталась его мама, которая все это время стояла со слезами на глазах — сначала от огорчения, а потом от счастья, что у ее сына получилось. За кадром осталась 9-летняя Настя, которую в школу вывели на отдельную программу обучения — она абсолютно не слышит, не умеет читать и не знает жестов.
Девочке приходилось показывать все задания, и помогали в этом педагогам другие ученики, но к концу первого года она уже немного умела общаться. Каждый ребенок — это история.
«Сначала многие не хотят, — говорит Ольга Шульгина. — Отказываются вставать в пару со слышащими. Могут обижаться, драться. Это сложнейшая работа. Но в конце концов завязываются какие-то симпатии, начинается общение. Мы стараемся наблюдать за этим, подчеркивать и использовать».
А потом началась пандемия с ее карантином. И занятия стали дистанционными. Можете себе представить, сколько сил уходило только на то, чтобы записать видеоурок? Ведь для этого нужно как минимум 3 человека: сам педагог, монтажер и сурдопереводчик. Первый урок записывали 3 недели, но результат порадовал.
Обучили в киношколе педагогов-дефектологов — творчество эффективно действует на развитие особенных детей. Оказалось, что это тоже очень важная и востребованная часть работы. В итоге программу доработали, сертифицировали, и педагоги, отучившись, смогли получить удостоверение о прохождении курсов повышения квалификации.

Хотелось сделать все и сразу — так в двух словах можно охарактеризовать основную проблему проекта. По мере развития студии ее педагоги стали находить новые прекрасные направления для работы с детьми. Но ресурсов не хватало, и бег «на длинную дистанцию» дался непросто.
«Например, мы занимались обучением педагогов, но это надо выводить в отдельный проект, — объясняет Ольга Шульгина. — Начали экспериментальный курс по обучению монтажу, и это тоже оказалось очень востребовано. Но это привело к тому, что мы стали „распыляться“. Пришлось умерить свой пыл и вернуться к работе в рамках проекта».
Подвела и пандемия с ее карантинными мерами. В студии говорят, что за два года через них прошло в общей сложности 96 учеников. Но из-за ситуации с коронавирусом не все смогли освоить полный курс обучения.
Учебный год в студии начали с хорошей новости: теперь дети с нарушением слуха смогут изучать басни по специальным фильмам. Это новый уникальный проект, который подготовили сотрудники студии также при поддержке Фонда президентских грантов. Главная цель — чтобы дети поняли истинный смысл произведений Ивана Крылова.
«Проект „Басни для глухих детей“ появился по запросу педагогов коррекционных школ, — говорит Ольга Шульгина. — Ребята с нарушением слуха с интересом читают басни, смеются над персонажами или сочувствуют им. Но смысл, который вкладывает автор, не всегда им понятен: персонаж — просто конкретное животное, а сюжет лишен морали».
Кстати, в новых роликах наряду со слышащими актерами уже снялись ребята с нарушениями слуха из «Звуков-Знаков». Авторы проекта уверены: ребенку, который смотрит видео, будет интереснее увидеть на экране сверстника с такими же особенностями развития, как и у него самого. Вот такая дополнительная мотивация.
сайт организации