
сервисы фонда
С виду легкие деревянные парусники — но им не страшна никакая буря, никакая волна. Их строили столетия назад загадочные поморы. Народ, живший на самом севере Российской империи. Жизнь близ суровых холодных морей сделала поморов не только выносливыми, но и превратила в отличных инженеров. Достаточно только вспомнить Михаила Ломоносова, он ведь тоже был из тех мест. Для рыбного промысла северяне и строили свои корабли — поморские шхуны, которые сегодня, к сожалению, сохранились лишь на картинках.
Исправить эту ситуацию решили авторы проекта «Открытая палуба» из архангельского «Товарищества поморского судостроения». Они задумали организовать творческую площадку для сохранения традиций северного ремесла. Здесь каждый желающий мог бы внести свою лепту в создание настоящей поморской шхуны.
Кроме того, авторы проекта решили одновременно открыть площадку для проведения выставок, концертов и других проектов, связанных с деревянным судостроением и морской культурой Русского Севера.

Даже ребенку понятно: для постройки настоящего корабля нужна судоверфь. Поэтому начали реализацию проекта с поиска помещения. В результате площадку предоставил Северный Арктический федеральный университет. Изначально это было техническое здание, ангар с низким потолком, стенами, перегородками и каменным полом.
— Здесь было довольно мрачно. Нам пришлось снести стены, убрать часть перекрытий, сделать деревянный пол, а самое главное, сконструировать стапель — довольно сложное инженерное сооружение, — рассказывает один из авторов проекта Евгений Шкаруба.
Конструкция должна была выдержать вес шхуны, а это по завершении работ около 60 тонн. Благодаря средствам президентского гранта ангар превратили в большое светлое помещение, где стоят станки, а у одной из стен соорудили второй этаж — он стал площадкой для культурных мероприятий. Возведением конструкций занимались волонтеры, учащиеся вузов, вместе с экспертами судостроения.
— Студенты получают навыки работы с деревом, труда в коллективе, взаимоотношений с наставником, решения нетривиальных проблем и задач. Помочь оборудовать верфь и работать на постройке шхуны в Архангельск приезжали волонтеры из разных уголков страны: Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Тюмени, — рассказывает автор проекта.
В результате 21 ноября 2020 года (дата выбрана не случайно: это день архангела Михаила и одновременно именины Архангельска) в торжественной обстановке на верфи заложили балку киля — она представляет собой узкий брус длиной 17 метров, склеенный из семи слоев лиственницы.
— Это считается официальным началом строительства судна. Наша верфь — это открытое пространство, любой желающий может сюда попасть, посмотреть или поучаствовать в процессе создания, — сказал Евгений Шкаруба.
Конечно, проект на этом не закончится. Планируется, что постройка поморской шхуны займет несколько ближайших лет. Тогда авторы проекта смогут представить свое детище во всей красе.

В день открытия верфи также подвели итоги фотоконкурса-исследования «Наследие деревянного судостроения Поморья» — жителям Архангельской области предложили фотографировать старинные лодки, которые сохранились в разных уголках региона, а также собирать информацию, кем и как они были построены. Участники прислали более ста фотографий. Эти материалы стали основой для каталога небольших судов региона.
Главная трудность, считают авторы проекта, — это ограничительные меры в связи с пандемией COVID-19. Организаторам пришлось перенести сроки некоторых мероприятий, однако существенного влияния на результат это не оказало.
Шхуна — не единственный судостроительный проект в Архангельске. Авторы идеи также планируют на верфи создание карбаса по старинной технологии. Еще одна инициатива — сооружение традиционной архангельской лодки типа «соломбалец». Это маленькое судно особой формы, закрытое крышей.
— Мы собираемся в будущем устроить карбасную регату и хотим построить небольшой флот для этого, — делится планами Евгений Шкаруба.
сайт организации