
сервисы фонда
С чем будут связаны профессии будущего? С программированием? Ребята из Забайкальского края готовы поспорить. IT-технологии, конечно, развиваются, но все больше внимания в мире уделяют вопросам экологии: акции защитников природы становятся по-настоящему массовыми, к ним присоединяются известные политики, артисты и спортсмены. В Европе вообще собираются создать специальный банк для финансирования проектов в сфере климата.
Поэтому будущее уже не только за юристами или программистами, но и за био- и гидроэкологами, архитекторами живых систем и за теми, кто с малых лет усвоит принципы бережного отношения к природе. Именно на детей направлен проект Забайкальского отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество». «Лесториум» — это целая сеть школьных лесничеств со своим уставом, флагом «Лесной страны», клятвой на Красной книге во время посвящения, гимном и формой. Проект объединяет ребят разных возрастов из разных школ.
В этот раз авторы программы решили отойти от стандартов и отказались от формата лекций. Детям их и на уроках хватает. Членам школьного лесничества задумали дать возможность попробовать все самим: вырастить растение без земли, создать собственный муравьиный городок, научиться выживать в лесу, управляться с огнетушителем и так далее.

Задач перед проектом ставили сразу несколько: выявить одаренных ребят в естественно-научной области и помочь им в выборе профессии, научить детей бережно относиться к природе, показать, что каждый школьный предмет важен. При этом в юные лесники готовы были принять любого из участников.
Ребят, которые понимают, почему нужно беречь и охранять природу, на самом деле очень много. Вы не поверите, но им не нужно объяснять, что значит охранять леса. Они вам сами все расскажут, — говорит автор проекта Ирина Радецкая.
Провели даже больше мероприятий, чем планировали, — 73 вместо 40. За время проекта свыше 200 школьников вступили в ряды юных лесников, и теперь их целая тысяча.
Почему им это интересно? Благодаря нашему правилу: «Пока руки не сделают, голова не запомнит». Команда «Лесториума» старается, чтобы у ребят была возможность попробовать все на практике. В начальных классах работал интерес к незнакомой информации, к новому делу. Детям постарше оказалось интересно применять на деле знания, которые у них уже есть, — говорит Ирина Радецкая.
К примеру, старшеклассникам предложили создать гидропонную грядку. Этот метод выращивания растений называют технологией будущего. Земля для семян не нужна, но необходима информация о питании и развитии растений, знания в области органической химии, экологии, географии. Вся эта теория из книжек, казавшаяся абстрактной, на мастер-классе становится доступной и понятной.
Проект неслучайно имеет в названии слово «инновационный». На средства президентского гранта команда «Лесториума» закупила самое технологичное оборудование. Например, акустические системы, чтобы слушать «голоса» насекомых, и формикарии — муравьиные фермы. Во время мастер-классов на природе ребят учат отличать деревья родного края или птиц по звукам, проводят виртуальные экскурсии по минералогическим памятникам природы Забайкальского края.

Тут никто не попросит убрать гаджеты, как в школе. Ведь они способны стать источником знаний. Во время большого квеста на природе, при помощи программы дополненной реальности ребята видели северное сияние и извержение вулкана, «оживляли» динозавров и «кормили» древних акул мегалодонов.
Используя эту технологию, юные экологи определяли стороны света и даже возраст разных пород деревьев по годичным кольцам спилов, — добавляют авторы проекта.
А еще, чтобы выполнить задания, оказались нужны знания по всем школьным предметам. Здесь выручил тот, кто хорош в математике, сделав расчеты, там — гуманитарий провел команду по локациям с помощью текстов. Понадобились знания и по истории, и по биологии, и по другим дисциплинам.
Полученные навыки ребята продемонстрировали во время эколого-туристического слета: при помощи географической карты выбирались из леса, определяли животных по следам, завязывали туристические узлы, преодолевали навесную переправу и даже несли в лагерь условно раненного человека. В награду двадцать проявивших себя ребят отправились в один из лучших профильных лагерей России «Новокемп» в Брянской области. Поездка на тематическую смену тоже стала возможной благодаря поддержке Фонда президентских грантов.
В этом лагере работают волонтеры из разных стран — Германии, Италии, Франции, Молдавии, Хорватии, Албании. В гости приезжали руководители чернобыльских программ ООН, представители Организации Объединенных Наций в странах Европы и СНГ, — рассказали авторы проекта.
Проект является профориентационным, но лесные пожары, которые ежегодно случаются в Забайкальском крае, влияют на престиж профессии в глазах детей. Кроме того, увеличившееся число пожаров заставило организаторов проводить больше мероприятий, направленных на предотвращение подобных ЧП, чем планировали.
Один из результатов проекта — выход пособия «Как организовать школьное лесничество». Это сообщество продолжает существовать и пополняться новыми участниками. В продолжение этого начинания Забайкальское отделение Русского географического общества запустило новый проект в рамках президентского гранта — «ЕНОТ» — Естественно-научное объединение тинейджеров».
сайт организации